вертолётВертолёт компании Фиштейл Эйр
на фоне стены Нупце и Эвереста.

Полёт на вертолёте к Эвересту

Добрый час, уважаемые читатели! Меня зовут Роман Лежнин, я горный гид, работаю в Гималаях более 10 лет. Хочу предложить Вам воспользоваться моим опытом и отправиться в увлекательное путешествие над горами, долинами и ледниками без утомительных пеших переходов и альпинистского снаряжения. Моя цель — показать Вам Эверест вживую, с минимально возможного расстояния. Не проблема, что мало времени при наличии средств летать!

В первой части я расскажу о стандартных вертолётных турах «Завтрак под Эверестом» и «Полёт на вертолёте в Базовый лагерь Эвереста». Затем, по секрету, как сделать их ещё более впечатляющими. Моими советами вы можете воспользоваться самостоятельно, обратившись в одну из десятка непальских вертолётных компаний. Или попросить об этом меня. Если Вам нужен сопровождающий русский гид, знающий Гималаи как родной дом, я к Вашим услугам! К Вашим услугам мои готовые программы, в которых, помимо Гималаев, я покажу много всяких чудес, которыми так богат Непал!

На чём летаем

Eurocopter AS 350 b3 Ecureuil

Еврокоптер AS-350B3e «Белка» (сейчас Airbus Helicopters H125) на фоне Эвереста, Лхоцзе и Амадаблама. Вертолёт берёт 5 пассажиров и летит с крейсерской скоростью 250 км/час. Машина превосходит все остальные однодвигательные вертолеты в своем классе по техническим характеристикам, многофункциональности и уровню безопасности. Суммарный налет вертолетов этой модели в мире превысил 30 миллионов летных часов.

14 мая 2005 года вертолет похожей модификации AS350 B3+ побил мировой рекорд, выполнив посадку на вершине Эвереста на высоте 8848 метров над уровнем моря. Управлял машиной лётчик-испытатель компании Eurocopter Дельсаль Дидье. Этот рекорд так и не был побит. Выше просто некуда сесть. «Белке» также принадлежит рекорд высоты спасательной операции. В мае 2013 AS-350B3e эвакуировал пострадавшего альпиниста со стены Эвереста с высоты 7800.

Завтрак под Эверестом

Скажу по секрету, лучше будет поздний обед или ранний ужин, но об этом позднее. Нитка маршрута Катманду — Лукла — отель Эверест Вью в Сьянгбоче — Катманду. Весь тур займёт около 3 часов. Вертолёт стартует из аэропорта Катманду в 7-8 утра, летит 145 километров и 45 минут до Луклы, останавливается на 15-минутную дозаправку и дальше ещё 8-10 минут и 16 километров над ущельем Дудх Коси, между массивами гор Конгде и Тамсерку до вертолётной площадки отеля Эверест Вью в Сьянгбоче. Приземлившись, надо согласовать с пилотом время, когда следует вернуться к вертолёту. Обычно на завтрак полагается 30-40 минут. Иногда удаётся получить больше, если у пилота появится какая-нибудь непродолжительная работа.

Место это знаменитое, популярное, очень красивое и видовое. Но достаточно людное. Сюда ходят акклиматизироваться треккеры, остановившиеся на 2-3 дня в столице шерпов Намче Базаре. С террасы ресторана отеля есть на что посмотреть, но часто не хватает столиков. В холле отеля есть объёмная карта окрестностей Эвереста, которую интересно сопоставить с тем, что видно собственными глазами. От наблюдающего до главной вершины планеты всего 28 километров. Учитывая гигантские размеры Эвереста, это совсем немного.

Возвращение в Катманду с короткой остановкой в Лукле обычно занимает около часа.

Вертолётный тур «Завтрак под Эверестом» стоит 2800-3000 долларов США. При полной загрузке вертолёта (5 пассажиров) не более 600 на каждого.

На вертолёте к Базовому лагерю Эвереста

Летим выше и ближе к Эвересту, чем на Завтраке! В этом туре Вы увидите не только Базовый лагерь Эвереста, но (если заранее оговорите с организаторами) и Лагерь 1, который разбивается над ледопадом Кхумбу на высоте 6040. Затем ненадолго приземлимся в самом Базовом лагере, или на смотровой площадке под Калапаттаром, откуда вершина Эвереста видена с дистанции менее 10 километров.

Критические высоты, на которых Вам предстоит побывать, определяют логистику этого вертолётного тура. Полёт выше 6000 и приземление на 5300 метрах возможен при числе пассажиров не более трёх. Таковы правила безопасности. Если вылетая из Катманду, вертолёт используется на 100%, то есть в тур летят 5 пассажиров, то маршрут будет следующий.

  1. Перелёт Катманду — Лукла 45 минут.
  2. Дозаправка в Лукле 15 минут.
  3. Перелет в Периче 30 км, 15 минут. Здесь двое пассажиров выходят и дожидаются, когда вернутся остальные.
  4. Первый полёт к Эвересту с 5-10 минутной остановкой в Базовом лагере или на Калапаттаре и возвращение в Периче — 30 минут. Затем ожидающие меняются местами с прилетевшими.
  5. Второй полёт к Эвересту — 30 минут.
  6. Возвращение в Катманду с дозаправкой в Лукле — 1,5 часа.
Такой тур для 5 участников стоит 4000 долларов, по 800 на каждого. Если в качестве опции добавить полёт через перевал Чо Ла и остановку в Эверест Вью в Сьянгбоче, стоимость тура возрастёт.

Наши авторские вертолётные лайфхаки

Но представленных выше вариантов есть существенный недостаток. Во-первых, вылетать приходится из аэропорта Катманду, для чего нужен более ранний подъём, переезд, прохождение двух постов безопасности. В лучшем случае теряется час. Во-вторых, Сьянгбоче место людное, там много проходящих туристов. В Пангбоче же далеко не самый грандиозный вид.

Поэтому я рекомендую вариант, который лучше чем стандартный вертолётный тур к Эвересту.

Лайфхак первый

Ночь перед вылетом надо проводить не в Катманду, а в пригородном ресорте на пути к Эвересту, у которого есть собственная вертолётная площадка.

Самый пафосный, просторный и дорогой из них Дварика Ресорт в Дуликеле. Самый романтический — Намобудда Ресорт. Как «тусовочный» можно выбрать Клуб Хималая в Нагаркоте. Переезд в любое из этих мест отлично совмещается с экскурсионной программой в древней непальской столице Бхактапур, провинциальном индуистском городке Панаути и буддийской святыне Намобудда. Любое из предложенных трёх мест размещения вместо пыльного и шумного города подарит пение птиц и вид на Гималаи прямо из Вашего окна. Но главное — утром никаких переездов, спешки и суеты. Не надо очень рано вставать. После завтрака короткая приятная прогулка к Вашему вертолёту до Эвереста!

Лайфхак второй

На завтрак к Эвересту лучше лететь не в Сьянгбоче, а в Конгде. Дистанция, с которой виден Эверест, немного больше — 32 километра против 28, но из Конгде, во-первых, намного шире панорама, во-вторых, сам Эверест более открыт. Это можно проиллюстрировать следующей фотографией: Cамо место выглядит так:

А если ещё немного подняться по гребню горы Конгде, то можно увидеть вот такую карту наших маршрутов: Единственное, что в отеле Йети Маунтаин Хоум, чьей вертолётной площадкой мы воспользовались, надо заранее заказать обед. Туристы здесь далеко не каждый день и кухня работает не постоянно.

Лайфхак третий

Если лететь на вертолёте непосредственно к Эвересту с посадкой на Калапаттаре, то лететь лучше не напрямую и даже не над перевалом Чо Ла (5340). Существует более грандиозный маршрут — мимо восьмитысячника Чо Ою (8200) и самого высокого семитысячника планеты Гьячунг Канг 7952 через перевал Чангри высотой 5800 метров. Преимущество этого маршрута в том, что Вы более 5 минут будете лететь лицом к лицу Эвереста, причём вид на Эверест будет максимально открыт, намного шире, чем даже с самой вершины Калапаттара (5550). Напомню, что вертолётная площадка под Калапаттаром располагается ниже, на высоте 5300. Этот вид в этом ролике, начиная с шестой минуты. Эверест там немного левее солнца! В связи с солнцем ещё один лайфхак, номер пять. Но пока что четвёртый.

Лайфхак четвёртый

Подлетая к Базовому лагерю Эвереста, требуйте у пилота подняться над ледопадом Кхумбу до высоты 6000 метров и показать Вам следующий Лагерь I (6030). Это не всегда возможно по погодным условиям (сильный ветер), но иногда получается!

Лайфхак пятый

Полёты на вертолёте к Эвересту обычно проходят ранним утром, когда более вероятна хорошая погода. К 10-11 часам обычно набегают облака и могут закрыть вид на горы. Но! Во второй половине дня лучше освещение. Солнце будет у Вас за спиной, картина будет более контрастной, ультрафиолет не таким жёстким, и фотографии намного более эффектными. Поэтому, в случае хорошего прогноза на вторую половину дня, лететь к Эвересту лучше вечером

Схема вертолётной экскурсии к Эвересту, вид из Конгде.


Гугл карта полёта к Эвересту на вертолёте.


Эверест вьюТерасса отеля Эверест Вью.

Вертолётный тур

Наш вертолет поднимется воздух в аэропорту Катманду имени короля Тибхувана, через 50 минут мы подлетим к Нумбуру, обогнём гору с востока и сядем в Лукле на дозаправку. Топлива возьмём впритык, для экономии веса. Затем короткий, всего 8 минут, перелёт в ущелье Дудх Коси между Массивами гор Конгде и Кьяшар – Кусум Канг – Тамсерку до Сьянгбоче и приземление на вертолётной площадке рядом с отелем Эверест Вью. Пешком от вертолёта до ресторана отеля не более пяти минут, затем завтрак с видом на Эверест. С террасы открывается потрясающая панорама Гималаев, до главной вершины планеты всего 28 километров. Учитывая гигантские размеры Эвереста, это совсем немного.

из вертолётаВертолётная площадка рядом с отелем Эверест Вью.

Ещё одна замечательная видовая площадка, где легко сядет вертолёт, — Конгде . До Эвереста немного дальше — 32 километра, но зрелище от туда ещё более грандиозное — Конгде чуть выше отеля Эверест Вью и там шире обзор.

Следующая остановка — вертолётная площадка на склоне горы Калапаттар всего в 10 километрах от Эвереста и 2,5 от его Базового лагеря (возможно сделать остановку в самом Базовом лагере, но там нет такого обзора). На высоту 5290 вертолёт может взять не более 3 человек, поэтому, если пассажиров больше, четверо или пятеро, то летать к подножию Эвереста будем два раза. На такой высоте без предварительной акклиматизации мы можем провести не более 6-7 минут, так что время у нас будет только размять ноги, сделать несколько фотографий и постоять немного в покое, чтобы ощутить величие места и этого короткого мига.

Эверест от смотровой площадки под Калапаттаром виден на расстоянии менее 10 км.

Вертолёт на смотровойплощадки отеля Yeti Mountain Home в Конгде.

Сравнение видов на Эверест из Сьянгбоче и Конгде.

Возвращаться в Сьянгбоче и Луклу будем не кратчайшей дорогой, а устроим ещё одну вертолётную экскурсию в непосредственной близости восьмитысячника Чо Ою, над самым длинным непальским ледником Нгозумба и долиной озёр Гокио. На этот раз без посадки. На обратной дороге мы проведём в Лукле около часа, так что будет время посетить Ирландский паб и закрепить успех!

Вкртолётная площадка в Конгдена фоне Эвереста.


Безопасность

Наш тур проходит на серьёзных высотах в условиях недостатка кислорода. Поскольку высоту мы набираем резко и без предварительной акклиматизации, среднее безопасное время нахождения в Сьянгбоче не более 90 минут, в Конгде не более 40 минут и в Базовом лагере Эвереста (5300) или на вертолётной площадке на склоне Калапаттара не более 10 минут. С учетом того, что в вертолёте давление такое же как за бортом, а сам полёт из Сбянгбоче в Базовый Эвереста проходит на высоте вплоть до 5700 и занимает туда и обратно более 15 минут, временем на нахождение на земле мы практически не располагаем.

Пожалуйста, будьте бдительны! Если почувствуете недомогание выше среднего, немедленно докладывайте об этом пилоту и летите вниз! В вертолёте имеется кислородная система, выдаётся по первому требованию.