Бхишма Ачарья

Становление конституционной монархии в Непале

В результате широкого народного движения, переросшего в вооруженное восстание, режим Рана был свергнут в 1951 г., а власть королевского института в лице Его Величества Трибхубана Бир Бикрам Шах Дева была полностью восстановлена.

Можно считать, что движение против деспотического режима Рана имело антифеодальный, буржуазно-демократический и, в определенной мере, национально-освободительный характер. Ведущую роль в этом движении сыграл Непальский конгресс (НК), руководящую роль в котором играла непальская интеллигенция, оказавшаяся в эмиграции и имевшая тесные связи с Индийским национальным конгрессом и Социалистической партией Индии. Коммунистическая партия Непала (КПН), образовавшаяся в 1949г., содействовала созданию таких организаций, как Непальский конгресс профсоюзов, Всенепальский совет мира, Всенепальский крестьянский союз, Непальский прогрессивный научный кружок, внесших свой вклад в общедемократическое, освободительное движение. Вместе с тем КПН выступала и с антимонархическими лозунгами, что было ошибкой, поскольку именно монархия позволяла объединить все антиранистские силы.

Окончание столетнего автократического правления Рана было юридически закреплено во Временной конституции 1951 г. Главной ее особенностью являлось то, что все права и привилегии от премьер-министра переходили к королю, который получал исключительные права распоряжаться доходами и расходами государства, приобретал право помилования и амнистии, а совет министров становился совещательным органом при короле. В этой Конституции говорилось, что "все исполнительные действия правительства осуществляются от имени короля" (статья 25), а "совет министров несет коллективную ответственность перед королем" (статья 24).

После кончины короля Трибхубана (умер 13 марта 1955 г.) трон наследовал его старший сын Махендра Бир Бикрам Шах Дева (годы правления: 1955  1972). Им была обнародована ("дарована") новая Конституция Непала (12 февраля 1959 г.), предусматривавшая выборы в двухпалатный парламент. По сути дела, в Непале была введена "парламентарная монархия". Новая Конституция провозгласила основные политические свободы, инициировала и учреждала создание двухпалатного парламента: верховная палата (Maha Sabha  состоящая из 36 сенаторов, 18 из которых назначались королем) и нижняя палата (Pratinidhi Sabha  состоящая из 109 членов, избираемых путем прямых, тайных, всеобщих выборов). Тем самым было пересмотрено положение старой Конституции 1951 г., в котором было предусмотрено создание однопалатного парламента с суверенитетом, разделяемом подавляющим большинством политических партий страны.

Выборы в парламент, проходившие спустя неделю (с 18 февраля по 3 апреля 1959 г.) после обнародования новой Конституции, явились первым политическим экспериментом такого рода и такого масштаба в Непале. Партия Непальский конгресс (НК) одержала внушительную победу на всеобщих выборах, состоявшихся в соответствии с новой Конституцией и проходивших впервые в истории страны, а 27 мая 1959 г. премьер-министром страны был назначен Б. П. Коирала  лидер выигравшего выборы партии НК.

На 109 мест в парламенте свои кандидатуры выставили 786 человек от 20 партий, в том числе 268 независимых кандидатов. В выборах приняли участие 42% избирателей. При значительной неграмотности населения многих районов такой процент можно было считать удовлетворительным. Небольшое количество голосов (более чем по сто тысяч) получили кандидаты от четырех партий: Непальского конгресса, "Горкха паришад", Объединенной демократической и Коммунистической партии Непала.

В результате первых в истории Непала всеобщих выборов было сформировано конгрессистское правительство во главе с Б. П. Коиралой, со стороны которого были сделаны попытки по изменению коренных феодальных устоев и по ограничению королевской власти, что было для нее неприемлемо, так как король опирался в своей политике на традиционные элементы и институты, в которых большую роль играли землевладельцы феодалы.

В этих условиях в 1961 г. король произвел в стране военный переворот и упразднил властные структуры, созданные правительством, введя взамен их режим "прямого правления". В результате этой акции в стране произошел переход от традиционно-монархической системы к абсолютной монархии. Однако с целью прикрытия своей неограниченной власти король ввел новую форму правления страной, получившей название "панчаят", характерными признаками которой стали принципы "беспартийности" и "классового сотрудничества". Эта панчаятская система, по словам видного советского непаловеда И. Б. Редько, представляла собой "специфическую форму абсолютной монархии".

Так называемая беспартийная панчаятская форма правления во главе с единственным лидером  самим монархом  с самого начала была противоречивой, неспособной стимулировать развитие непальского общества. Весь 29-летний период существования этой беспринципной системы, с внесением в нее время от времени поправками, был периодом вначале скрытой, а затем открытой острой политической борьбы всех политических партий за ее ликвидацию. Институциональной основой учреждения подобной политической системы явилась введенная королевской прокламацией 15 декабря 1962 г. новая Конституция, провозгласившая установление "беспартийной панчаятской системы" и закрепившая королевскую власть.

В Конституции (ст. 20) говорилось, что "суверенитет Непала воплощен в Его Величестве, и вся власть  исполнительная, законодательная и судебная  исходит от него и осуществляется им через органы, предусмотренные конституцией или другими действующими в данное время законами".

Король Махендра, обосновывая "право" на изменение политической системы, отмечал в своей прокламации, что "из-за нехватки образовательного уровня и политического пробуждения народа в желательном масштабе, а также по желанию народа парламентская система оказалась неподходящей". Однако на протяжении всего периода панчаятской системы правления шла скрытая борьба против этого режима, поскольку все политические партии были объявлены вне закона и они действовали в подполье.

Чтобы сбить накал социально-политической борьбы и овладеть ситуацией, король пошел в конце концов на смелый и продуманный политический шаг  он объявил о проведении национального референдума, в ходе которого непальцам предлагалось ответить на вопрос "Сохранить ли панчаятскую систему в качестве основы управления государством, предусматривая при этом внесение в нее своевременных структурных реформ, или установить в стране вместо беспартийной панчаятской системы многопартийную систему правления?".

В результате референдума значительно оживилась политическая жизнь страны. Политические партии, выступавшие против беспартийной системы (Национальный конгресс, а также левые группировки, выступавшие как против многопартийной, так и против панчаятской системы), пришли к референдуму, не выработав какой-либо позитивной программы, кроме резкой критики панчаятской системы. Перед ними стояла задача  убедить всех, что их будущее будет полностью отличным от "проблематичной беспартийной панчаятской системы".

Национальный референдум, проведенный 2 мая 1980 г. с целью выяснения мнения населения Непала о желаемой системе правления, подтвердил незначительные предпочтения населения в пользу панчаятской модели политической системы. За панчаятскую систему было подано 54,79% голосов, за многопартийную систему  45,21%.

Результаты выборов были оглашены Избирательной комиссией через 12 дней. Ею было провозглашено, что в выборах приняло участие 66,92% зарегистрированных избирателей (4,8 млн. чел. из 7,2 млн. жителей, достигших избирательного возраста и официально зарегистрированных). За панчаятскую политическую систему высказалось 2,4 млн. чел., против  2 млн. Результат референдума, который совершенно отчетливо сложился в пользу панчаятской системы во многом благодаря завуалированной поддержке института монархии, придал беспартийной системе все признаки народного одобрения. Таким образом, система, введенная в 1962 г. под предлогом чрезвычайных обстоятельств, была полностью узаконена народным мандатом.

Одновременно стало ясно, что 45% населения, высказавшегося в пользу многопартийной системы, были явным сигналом о том, что страна разделена на два лагеря по данному вопросу и что точку зрения такого значительного меньшинства нельзя игнорировать при дальнейшем политическом развитии.

В середине 80-х годов в Непале официально отмечалось 25-летие беспартийной панчаятской системы. По этому поводу был издан юбилейный сборник "Панчаят смарика", в котором подводились итоги развития Непала в условиях панчаятской системы. Основная мысль, которая проводилась через весь сборник, заключалась в том, что Непал добился успешных результатов в своем развитии "на основе беспартийной системы", что годы ее существования доказали и оправдали необходимость "панчаятской системы". Однако факты опровергали многие официальные трактовки итогов деятельности панчаятской системы.

Политическая система Непала 1962  1989 гг. описывается обычно с помощью таких терминов, как "беспартийная панчаятская система" и "правительственная демократия", но на практике это была такая система, при которой король находился выше Конституции, а его власть и авторитет не могли быть никем оспорены.

За эти десятилетия корона стала центром, вокруг которого вращались интересы земельной и военной аристократии, религиозной элиты. Фактически вся власть короля в эти годы осуществлялась через секретариат Дворца, так как в Непале законодательные, административные и судебные органы власти полностью зависели от инициативы королевского дома. Вторым центром реальной власти являлся Центральный секретариат, ответственный за практическую реализацию правительственных решений.

В конце 80-х годов движение за восстановление многопартийной демократии вступило в решающую фазу своего развития, отражая насущные политико-экономические потребности развития Непала. Именно его развитие и привело в конечном счете к краху панчаятской системы и переходу страны к новой, конституционно-монархической, многопартийной политической системе общества.

В стране назревал очередной политический кризис. Все чаще лидеры политических партий стали призывать к объединению политических сил в борьбе за восстановление демократии. Такая координация давно назрела и поддерживалась массами, в политической культуре которых все более заметное место стали занимать либерально-монархические ориентации. Важным этапом на пути модернизации политической системы общества в Непале явились усилия левых сил и Национального конгресса по координации их совместной деятельности. Решающим шагом в оформлении организационного единства левых сил явилось создание в конце 1989 г. Объединенного левого фронта, объединившего большинство коммунистических групп. Предеедателем ОЛФ была избрана Сахана Прадхан, почетным председателем  Тулси Лал Аматья.

Политика Объединенного левого фронта была нацелена на объединение всех демократических и центристских сил. В Манифесте ОЛФ говорилось:
1. Фронт будет оказывать моральную поддержку Непальскому конгрессу в борьбе против ныне существующей панчаятской системы.
2. Фронт должен использовать все возможности для объединения с НК, с целью усиления удара по беспартийной панчаятской системе. Однако в случае неготовности НК к совместным действиям надо вести борьбу самостоятельно.
3. Фронт должен способствовать беспрепятственному развитию народного движения, основной опорой этого движения будет народ Непала. В достижении своих целей необходимо добиваться растущей поддержки в стране и на международной арене.
4. Исходя из своих возможностей Фронт должен вести борьбу до полного достижения поставленных целей. В ходе борьбы фронт обязан противодействовать половинчатым или отступническим тенденциям.


В этот период НК действовал правильно с левыми партиями и организациями. В конце 1989 г. в резиденции общепризнанного лидера Непальского конгресса Ганеша Мана Сингха состоялась трехдневная национальная конференция НК, в работе которой приняли участие и лидеры различных политических партий Индии. В начале 1990 г. лидеры ОЛФ и НК, решив начать организованное народное движение за восстановление демократии в стране, разработали и обнародовали текст "Совместного призыва к национальному народному движению", объявили о начале (с 14 февраля 1990 г.) народного движения против панчаятской системы с целью восстановления демократии в стране.

В первый же день кампании протеста в Катманду был арестован ряд демонстрантов. Вслед за Катманду многотысячная манифестация прокатилась по Бхактапуру, она была поддержана жителями Джанакпура, Читвана, Бхайрахави и других дистриктов. Полиция произвела аресты, использовала против демонстрантов дубинки и слезоточивый газ, а в некоторых местах против них было применено оружие, появились убитые и раненые. Ни репрессии, ни аресты, ни даже туманные обещания короля о поисках решения проблемы конституционным путем и реорганизации кабинета министров не могли остановить политическое движение за возврат многопартийной системы. Король, в конце концов, пригласил лидеров основных политических партий во дворец для проведения консультаций. В результате этой встречи было оглашено официальное решение о том, что "из Конституции Непала 2019 Б. С. (1962 г.) устраняется слово "беспартийный" и специальная комиссия по реформе конституции должна предоставить Его Величеству доклад, подготовленный после сбора информации и рекомендаций, отражающих различные точки зрения.

Вскоре правительство приняло решение приостановить все судебные иски политического характера, возбужденные в соответствии со статьей 9а Закона о государственной безопасности 1960 г. Затем король своей прокламацией объявил о прекращении полномочия Национального панчаята, Комитета инспекции и панчаятской политики, а также классовых общественных организаций при панчаятах, приостановив соответствующие статьи Конституции. Так победоносно завершилось 49-дневное народное движение за восстановление демократии в стране.

Всемирно известный американский политолог С. Р. Хантингтон в своей книге "Третья волна" (волна всемирного движения к демократии, начавшаяся с середины 70-х годов нашего века) отмечал, что "к 1990 году эхо демократии достигло Непала, чей опыт демократического правления был скромен или же совсем отсутствовал".

В апреле 1990 г. король Бирендра назначил премьер-министром Кришна Прасад Бхаттараи, поручив ему особую задачу  подготовку новой Конституции и проведение в ближайшем будущем всеобщих выборов. В ноябре король Бирендра по рекомендации совета министров обнародовал Конституцию Королевства Непал 2047 Б. С. (1990 г.). Конституция состоит из 23 частей, 133 статей и 3 дополнений. Она соответствует идее, выраженной в ходе народного движения: "право  народу, уважение  королю". Конституция, как указано в преамбуле, "была разработана с участием широких слоев непальского народа с целью реализации на практике понятия правового государства путем учреждения свободной и дееспособной судебной системы для того, чтобы реализовать и защитить основополагающие права человека для каждого непальского гражданина, сохранить братство и единство непальского народа на основе свободы и равенства, ввести всеобщее избирательное право, парламентскую систему управления, конституционную монархию и многопартийную демократию. В ней впервые в истории страны говорится о том, что "источником государственной власти независимого и суверенного Непала является сам народ".

Принятие Конституции заложило основы новой политической, конституционно-монархической системы общества, сделало возможным проведение демократических выборов. Согласно первой части Конституции, Непал является многопартийным, многоязычным и неделимым, обладающим полным суверенитетом, индуистским, конституционно-монархическим государством.

Согласно новой Конституции, выборы в непальский парламент были назначены на 12 мая 1991 г. В предвыборной кампании участвовало 44 партии, среди которых были не только те, которые давно участвовали в демократическом движении, но и вновь сформированные партии. Так, например, создали свои собственные "национально-демократические" партии бывшие премьер-министры панчаятского правительства Сурья Бахадур Тхапа и Локендра Бахадур Чанд.

Ведущую политическую силу представляла одна из старейших и авторитетных политических партий страны  Непальский конгресс. Конгрессисты, для того чтобы сформировать однопартийное правительство, рассчитывали завоевать не менее 65% мест в парламенте. В предвыборном манифесте Непальского конгресса говорилось: "Спустя 32 года после первых выборов 2015 Б. С. (1959 г.) вторично состоятся всеобщие выборы. По случаю этого великого момента НК от души приветствует всех братьев и сестер различных профессий и занятий, включая крестьян и рабочих, студентов и учителей, молодых людей и интеллектуалов, женщин и предпринимателей, торговцев и служащих, священнослужителей, воинов и полицейских. НК стремится создать равные возможности и равные политические, социальные, экономические и юридические права для людей, женщин и мужчин любой народности и касты, любой религии и секты, занятых на любой работе".

Существенным влиянием пользовалась и Коммунистическая партия Непала (Объединенная Марксистско-Ленинская), сплотившая к этому переломному политическому событию в своих рядах две крупнейшие коммунистические фракции.

На основе анализа программ основных политических партий Непала в начале 90-х годов можно сделать вывод о том, что народу предлагалось, в основном, четыре варианта политического, социально-экономического и идеологического развития.

Во-первых, "демократический социализм" как по западным, так и по индийским образцам, с учетом национальной специфики (Непальский конгресс).

Во-вторых, "некапиталистический путь развития с социалистической перспективой", с учетом своеобразных особенностей непальского общества (Коммунистическая партия Непала (Объединенная Марксистско-Ленинская).

В-третьих, "индустриальный социализм" (Коммунистическая партия Непала (демократическая).

В-четвертых, развитие по капиталистическому пути с возможным индийским вариантом (партия Благонамерения).

Свое участие в выборах в качестве претендентов на место в парламенте подтвердили представители 26 из 44 зарегистрированных политических партий. В самих выборах приняли участие кандидаты 20 политических партий, а также независимые кандидаты. В целом выборы прошли в относительно спокойной обстановке. Лишь в некоторых местах имели место столкновения между сторонниками противоборствующих сторон. В голосовании приняло участие 7291 084 граждан, или около 65% (из 11 191 777) зарегистрированных избирателей. В целом, по сравнению с последними выборами, проводившимися в Непале 18 лет назад, число зарегистрированных избирателей увеличилось на 700 тыс. человек. Среди них мужчин  52,7%, а женщин  47,3%.

Победу на выборах одержала партия Непальский конгресс, однако она не была подавляющей. НК получил 110 мандатов  чуть более половины от общего числа. За нее проголосовало 2,7 млн. избирателей. Однако председатель НК, исполнявший обязанности премьер-министра временного правительства, К. П. Бхаттараи проиграл на выборах. Вообще конгрессистам удалось завоевать лишь один из пяти мандатов в столичных округах  остальные выиграли коммунисты. На второй позиции по количеству завоеванных мест в парламенте оказалась КПН (ОМЛ)  она получила 69 мандатов, за нее проголосовало более 2 млн. избирателей.

Король Бирендра по предложению победившей партии  Непальского конгресса  назначил на пост премьер-министра генерального секретаря НК Гириджа Прасад Коирала 29 мая 1991 г. и поручил ему сформировать правительство. Однако правительство Г. П. Коиралы оказалось не способным решить назревшие социально-экономические проблемы в начале 90-х годов. Позиции правительства серьезно ослабли в результате глубоких противоречий внутри правящей партии. Тем временем усилилось и оппозиционное движение левых сил, организовавших ряд массовых акций.

Очередные парламентские выборы были назначены на 15 ноября 1994 г. В выборах приняли участие 24 партии. Наибольшего успеха по итогам выборов, с минимальным перевесом над Непальским конгрессом (5 мест), добилась Коммунистическая партия Непала (ОМЛ), получив 88 мандатов. Однако Национальный конгресс (83 места в парламенте) мог рассчитывать на поддержку третьей по количеству полученных мест в парламенте  Национально-демократической партии (20 мандатов) и партии Благонамерения ("Непал садбхавана парти") (3), других депутатов.

Имея поддержку межпартийного блока из 103 членов парламента (НК+НДП+ПБ), лидер Национального Конгресса Шер Бахадур Деуба был назначен премьер-министром коалиционного правительства Непала. За его назначение проголосовало 107 депутатов, а против  86. Коммунистическая партия Непала (ОМЛ), используя положение крупнейшей фракции в парламенте, проводила независимую линию, предпринимая усилие для повыше-ния своей роли в политической жизни страны.

На основе анализа результата голосования третьих по счету всеобщих выборов, состоявших в 1999 г., можно сделать некоторые обобщающие выводы.

На предыдущих выборах ни одна партия не получила достаточное место в непальском парламенте (необходимо получить 103 места из 205) и не смогла формировать правительство большинства, хотя и Непальский конгресс, и Коммунистическая партия Непала (ОМЛ) формировали однопартийное правительство в разное время. И однопартийное правительство, и коалиционное правительство не могли работать успешно, поскольку в обществе не было политической стабильности. Правительства часто менялись, но проблемы оставались или даже усложнялись. Имея такой горький опыт политической неустойчивости, непальский народ на этот раз решил отдать свой мандат Непальскому конгрессу.

Многие факторы политической жизни страны способствовали победе конгрессистов на выборах. Главным фактором был, как считают непальские специалисты, раскол в среде коммунистов, которые в предыдущих выборах участвовали единым фронтом, а в выборах 1994 г. сумели получить большинство в парламенте (88 мест из 205), когда Непальский конгресс получил всего 83 места. На выборах 1999 г. Коммунистическая партия (ОМЛ) и Коммунистическая партия (МЛ) выдвигали свои кандидаты (число кандидатов: 195 и 197 соответственно) друг против друга почти в каждом избирательном округе. Этим воспользовались конгрессисты. Такой же раскол произошел на правом фланге: Национальная демократическая партия, расколотая на две фракции (Тхапа и Чанд), они также соперничали между собой и в результате только одна фракция (Тхапа) завоевала в парламенте 11 мест (число кандидатов  195), в 1994 г. этой партии принадлежало 20 мест. Примечателен и тот факт, что раскольники на обоих флангах не получили ни одного места в парламенте. Этим непальский народ, как нам представляется, выразил недоверие к раскольнической фракционной политике. Если бы не раскол в этих партиях, соотношение сил в нынешнем парламенте могло бы быть иным. Была большая вероятность формирования коммунистического правитель-ства в гималайском королевстве. Большинство голосов избирателей было отдано коммунистам.

Если Коммунистическая партия Непала (ОМЛ) получила 70 мест в парламенте, то Национальная демократическая партия (Тхапа)  11 мест, хотя обе эти партии выдвигали по 195 кандидатов на выборах. Непальский конгресс же получил большинство мест в законодательном органе (110 мест из 203, поскольку в двух избирательных округах, где был выставлен в качестве кандидата председатель Коммунистической партии Непала (ОМЛ) Мана Мохана Адхикари, выборы были перенесены на поздний срок из-за смерти коммунистического лидера, бывшего премьер-министра страны). Партия Непальский конгресс победила на выборах в нижнюю палату парламента, завоевав, таким образом, право формирования однопартийного правительства.

Результат последних всеобщих выборов обнаружил и другие любопытные наблюдения. Например, стало ясна, что в Непале остались по-прежнему три основные политические силы: левая (Коммунистическая партия Непала), правая (Национальная демократическая партия) и центристская (Непальский конгресс). Непальский народ не верит ни экстремистским силам (например, маоистам), ни коммуналистским или национальным проявлениям (например, "Непал садбхавана парти" и др.), ни борцам-одиночкам (например, многочисленные мелкие партии или независимые). Примечателен и тот факт, что на этот раз на выборах не победил ни один из 633 независимых кандидатов, хотя на выборах 1994 г. семеро из 385 независимых кандидатов одержали победу.

Бывший премьер-министр Г. П. Коирала обещал уступить К. П. Бхаттараю кресло премьер-министра на этот раз, если на выборах одержит победу его партия. Таким образом, внутрипартийные интриги были улажены и конгрессисты пошли на выборы сплоченными и воодушевленными.

На основе анализа результатов всеобщих выборов 1991, 1994 и 1999 годов и опросов, проведенных в разное время, можно сделать следующие обобщающие выводы.

По религиозным предпочтениям у НК по понятным историческим и политическим причинам несколько больший электорат среди индуистов и мусульман, но у "левых" значительное преимущество среди буддистов.

Есть основания полагать, что политический выбор по кастовому и этническому принципу дает определенные преимущества левым силам у неваров и ремесленных каст, конгрессистам  у жителей Тераев (южная равнинная часть страны на границе с Индией), горных племен, чхетри. У брахманов политические симпатии между "левыми" и НК делятся примерно поровну.

Значительное количество жителей Тераев симпатизируют партии Благонамерения ("Непал садбхавана парти") в силу рассматривавшихся выше причин.

Важно, что существующий уровень политической культуры непальского общества делает возможным "перенос" политических противоречий в сферу парламентской борьбы и юридических процедур. Лишь подпольная организация маоистов, официально называющая себя Непальской коммунистической партией (Маоистская), выдвигала лозунг упразднения монархии в Непале. Она ведет в последние годы так называемую "народную войну" против существующего строя. Тем не менее большинство членов правоцентристских организаций верят и в необходимость монархии, и в то, что она воплощает в себе "дух" индуизма.

Любопытен следующий индикатор, составленный на основе опроса, проведенного во время последней предвыборной кампании. В нем в процентах отражены политическая ориентация непальцев и их позиция по отношению к республиканской или мо-нархической политической системе.


Отношение к республике и монархии
Политические партии Республика Конституционная
монархия
Усиление
власти короля
Король 
символ страны
КПН (ОМЛ) 52 36 6 6
НК 10 53 31 6
НДП 15 31 44 10
Садбхавана 21 40 30 9
Остальные 27 43 23 7

Анализ основных политических ориентации в обществе показывает, что среди левых сил и людей левых взглядов наиболее сильна тяга к республике, среди конгрессистов и их союзников  их меньшинство. Соответствующее отношение и к усилению власти короля.

В целом сформировавшаяся в Непале многопартийная система может быть охарактеризована как трехблоковая. Ведущую роль в ней играют "конгрессистский" и "левый" (коммунистический) блоки политических партий и организаций, выражающие соответствующие политические идеалы, стремления и ориентации граждан Непала.

В заключение можно констатировать, что в результате борьбы непальского народа за демократические идеалы в стране в конце концов установлена многопартийная демократия, а в процессе эволюции абсолютная монархия превратилась в конституционную монархию, что стало своего рода гарантией сохранения принципов демократии. Она также символизирует единство многонационального непальского народа.


© Государственный институт искусствоведения, 2001
© Институт востоковедения РАН, 2002