Наши ближайшие
туры в Непал
в 2024 году:

Государственный строй и политика Непала

Государственное устройство

До 1951 Непал был автократическом государством, где король находился под большим влиянием феодальной знати. Примерно с 1850 по 1951 реальная власть полностью принадлежала роду Рана, в чью наследственную монополию превратился пост премьер-министра. Лишь в результате дворцового переворота 1950 непальскому монарху удалось восстановить свои права и установить правление, которое было поддержано населением страны.

В 1959 король Махендра обнародовал конституцию, согласно которой Непал провозглашался конституционной монархией. Были проведены первые в истории страны выборы в парламент. На них победила партия Непальский конгресс, лидер которой Б.П.Коирала стал премьер-министром. Однако в 1960 король Махендра восстановил прямое правление страной. Он создал новый кабинет министров, возложив на себя функции его главы. Парламентская система была заменена четырехступенчатой пирамидой панчаятов (советов), причем лишь на низшем, деревенском, уровне их члены непосредственно избирались населением. Политические партии были запрещены, а премьер-министр и министры, отобранные из членов Национального панчаята, несли ответственность только перед королем. Система была официально закреплена в конституции 1962.

Король Бирендра взошел на престол в 1972, после смерти отца. В 1990 главные из партий — Непальский конгресс и Коммунистическая партия — организовали уличные демонстрации, что вынудило короля снять 29-летний запрет на деятельность политических организаций. Король утвердил новое правительство, в которое вошли представители Непальского конгресса и коммунистов. 9 ноября 1990 была обнародована новая конституция, которая существенно ограничивала королевские права. Согласно действующей конституции, Непал — конституционная монархия. Форма правления — парламентская демократия. Исполнительная власть передавалась премьер-министру и его кабинету, которые подотчетны нижней палате парламента, избираемой прямым голосованием.

Конституция может быть исправлена или отменена большинством в две трети голосов каждой палаты парламента. Преамбула конституции, которая признает непальский народ источником верховной власти, не подлежит никаким исправлениям. После прохождения в обоих палатах парламента законопроект с поправками к конституции должен получить королевское согласие.

Исполнительная власть

Глава государства и исполнительной власти Непала — король (махараджадхираджа). Конституция объявляет его символом нации и единства ее народа; король считается живым воплощением Вишну. Парламентские дебаты вокруг личности монарха или его семьи запрещены.

Несмотря на изменение политической системы, король, как и прежде, обладает огромными полномочиями. Все принимаемые законопроекты требуют его согласия до того, как они поступят на рассмотрение в парламент. Король вправе не подписывать принятые парламентом законы, однако парламент может преодолеть вето короля большинством голосов. Как и в предыдущих конституциях, монарх является формальным верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также утверждает непосредственного главнокомандующего армии, который ответственен непосредственно перед ним. Король обладает правом объявлять чрезвычайное положение в случае угрозы суверенитету или безопасности страны, иностранной агрессии, вооруженного восстания или тяжелой экономической депрессии. В период чрезвычайного положения — которое должно быть одобрено Палатой представителей в течение 3 месяцев и остается в силе в течение 6 месяцев с момента его объявления — может быть приостановлено действие фундаментальных прав и свобод, за исключением уголовного законодательства. Король обладает также правом помилования; он может приостановить выполнение приговора, смягчить наказание или отменить судебное решение; в его исключительной юрисдикции оказание почестей, награждение титулами и знаками отличия королевства; назначение послов и дипломатических представителей королевства Непал. Кроме того, король назначает членов Радж паришад (Королевского совета), органа, который определяет вступление на трон наследника.

Согласно конституции, король назначает премьер-министром лидера партии, получившей большинство в Палате представителей. Если в ходе всеобщих выборов ни одна из партий не получит абсолютного большинства в парламенте, премьер-министром назначается лидер коалиции партий, имеющих относительное большинство мест. Если такой коалиции не будет, король может поручить формирование правительства лидеру той партии, которая получила наибольшее число мест, хотя и не завоевала решающего большинства. В этом случае премьер-министр должен получить в парламенте вотум доверия в течение 30 дней после назначения на пост. Если при голосовании ему будет выражено недоверие большинства депутатов, тогда король должен распустить парламент и объявить новые выборы в течение шести месяцев. Совет министров (всего в кабинете 35 министров, в т.ч. 15 государственных) формируется премьер-министром из числа депутатов Палаты представителей и назначается по его рекомендации монархом. Премьер-министр одновременно совмещает функции министра по делам дворца, обороны и иностранных дел. Совет министров подотчетен нижней палате парламента.

После отставки премьер-министра, избранного в конце 2002, король дважды самостоятельно назначал премьер-министров «переходного правительства». Глава правительства — Сурья Бахадур Тхапа (с 4 июня 2003).

Зконодательная власть

Законодательная власть принадлежит монарху и двухпалатному парламенту, состоящему из Национальной ассамблеи (Rastriya Sabha) и Палаты представителей (Pratiniddhi Sabha).

Верхняя палата состоит из 60 членов, из них 10 назначаются королем, 35 избираются нижней палатой, остальные 15 избираются коллегией выборщиков 5 экономических зон. Срок полномочий Национальной ассамблеи — 6 лет; его состав подлежит обновлению на одну треть каждые два года, ее роспуск не допускается. Председатель — Мохаммад Мохсин (НДП).

Нижняя палата состоит из 205 депутатов, избираемых всеобщим, прямым, свободным и тайным голосованием сроком на 5 лет. Право голоса имеют все граждане Непала, достигшие 18 лет. Конституция обязывает политические партии, участвующие в парламентских выборах, выдвигать по крайней мере пять процентов кандидатов женщин.

Конституция предусматривает, что законопроекты, кроме финансовых, могут быть представлены в любую палату парламента. Чтобы законопроект стал законом, он должен быть принят обеими палатами и одобрен королем. В финансовых вопросах решающее слово принадлежит Палате представителей. Король может отправить законопроект обратно для дальнейшей доработки, но не может его отклонить.

Официальные вопросы обороны, стратегических союзов, охраны границ, соглашения по вопросам мира и дружбы, а также договоры, касающиеся использования и распределения природных ресурсов, требуют одобрения большинства в две трети членов обеих палат на совместной сессии парламента.

Король вправе распустить Палату представителей по рекомендации премьер-министра и объявить дату новых выборов, которые должны состояться в течение шести месяцев со дня даты роспуска. В соответствии с конституцией, 22 мая 2002 король Гьянендра объявил нижнюю палату парламента распущенной. Назначенные на 13 ноября 2002 выборы были отложены на неопределенный срок в связи с обострением внутриполитического положения. С роспуском парламента в мае 2002 и истечением сроков полномочий местных органов власти в июле 2002, в стране в настоящий момент не действует никаких законно избранных представительных органов власти на национальном или местном уровне.

Больше не существует и верхняя палата, так как необходимые каждые два года довыборы одной трети ее депутатов из-за роспуска Палаты представителей больше не осуществляются. В связи с критикой политики короля 6 июня 2003 заседание Национальной ассамблеи было прервано с использованием силы.

Судебная власть

Судебная власть юридически отделена от исполнительной и законодательной ветвей власти. Во главе судебной системы стоит Верховный суд (ВС), которому подчиняются 75 районных и 11 апеляционных судов. В дополнение к вышеупомянутым судам могут создаваться специальные суды или трибуналы для особых случаев.

Верховный суд осуществляет надзор за соблюдением конституционных норм в законодательстве и является апелляционным судом высшей инстанции. Верховный суд состоит из 15 судей, включая Верховного судью, занимающих свою должность до возраста 65 лет. Верховный судья назначается монархом на срок 7 лет по рекомендации Конституционного совета, остальные члены ВС назначаются монархом по рекомендации Судебного совета. Любой судья ВС может быть отозван со своего поста за некомпетентность, совершение преступления или невыполнение своих обязанностей, согласно решения большинства членов Палаты представителей и последующего одобрения короля.

Состав судебных органов назначается монархом по рекомендации Судебного совета. Судьи апелляционных и районных судов остаются на своем посту до 63 лет. Любые решения нижестоящих судов могут быть обжалованы в вышестоящих судебных инстанциях.

В нескольких районах (дистриктах), преимущественно на западе страны, установленная конституцией судебная система в настоящий момент не действуют. Маоистами здесь образованы собственные т.н. «Народные суды». Во многих районах в связи с угрозой терроризма уголовное преследование все больше принимает внесудебных характер и выходит из под контроля судебных органов.

Местное управление

В административном отношении Непал разделен на 5 регионов развития, 14 зон (анчол) и 75 районов (дистриктов), которым предоставлена некоторая степень автономии в решении местных дел. Современная структура местного управления сформировалась после восстановления демократии в 1990 и включает деревенские комитеты развития, городские муниципалитеты (нагарпалика) и районные комитеты развития. Деревенские комитеты развития делятся в свою очередь на палаты (вардс). Обычно в составе деревенских комитетов формируется до 9 вардс, в городах их количество зависит от численности населения. Исполнительным органом вардс является комитет из пяти избранных членов, одним из которых должна быть женщина. Председатели, вице-председатели, члены палат деревенских комитетов развития и шесть назначаемых членов, представляющих женщин и низшие касты, формируют деревенские советы. Схожую структуру имеют муниципальные советы, но число назначаемых в них членов не может превышать двадцати. Деревенские и муниципальные советы собираются два раза в год для принятия программы развития и бюджета. Из числа избранных в деревенские комитеты развития и муниципалитеты членов также формируются районные комитеты развития.

Всего в стране действует 3913 деревенских комитетов, 58 муниципалитетов и 75 районных комитетов. Свободные и всеобщие выборы в местные органы власти должны производиться каждые 5 лет. С истечением полномочий местных органов власти в июле 2002 новых выборов больше не проводилось. Вместо избранных органов власти правительством были назначены чиновники. Назначенное в июне 2003 правительство Тхапа попыталось создать на местном уровне всепартийные комитеты, но натолкнулось снова на протест партий.

В районах, контролируемых маоистскими повстанцами, с декабря 2000 формируются «народные правительства», осуществляющие функции местного управления. В январе 2004 в деревнях дистриктов Ачхам, Каликот и Баджура, контролируемых маоистами, состоялись выборы в деревенские и районные «народные правительства». Наряду с этим, районе расселения народности магар на западе страны в начале января 2004 было объявлено о создании «Магарского автономного региона» и формировании «революционного автономного регионального правительства».

Политические партии

Первые политические партии в Непале были созданы в 1930-е. Долгое время они действовали в нелегальных условиях, подвергаясь преследованиям. После отстранения Рана от власти в 1951 деятельность большинства партий была разрешена. В этот период возникли десятки организаций, служивших амбициям своих лидеров. После запрещения политических партий в 1961 нелегальную деятельность продолжали различные фракции Непальского конгресса и Коммунистической партии. Успех демократического движения в 1990 привел к существенным изменениям в общественной жизни страны. Деятельность политических партий была легализована. Только в 1991 Избирательной комиссией было зарегистрировано 47 партий, из них 19 приняли участие в парламентских выборах. К парламентским выборам 1994 число зарегистрированных партий выросло до 65. Своих кандидатов выдвинули 24 партии. Главные партии участвовали в нескольких коалиционных правительствах. В 1997 —1998 функционировали, в разном партийном составе, четыре таких правительства, а еще одно включало только членов Непальского конгресса, но не располагало большинством в парламенте и продержалось недолго.

Партийная жизнь характеризуется постоянными расколами, в основе которых лежат не идейные противоречия, а скорее личная борьба за власть руководителей партий. Наиболее хаотичной это противостояние представляется внутри Непальского конгресса, пережившего за всю свою историю десятки расколов. На выборах 1999 в стране действовало около 100 политических партий. В избирательной кампании принимало участие 35 партий. После окончания выборов процесс партийного строительства продолжился. В 2002 в Избирательную комиссию были поданы документы 26 новых политических объединений, из которых было зарегистрировано 16.

Несмотря на идейные и личные разногласия, существующие между партиями, в мае 2003 образовался широкий демократический фронт против монархии и за восстановление демократии. В эту коалицию входят крупнейшие партии, ранее представленные в парламенте: Непальский конгресс, Коммунистическая партия Непала (объединенная марксистско-ленинская), Народный фронт Непала, Непальская рабоче-крестьянская партия, Партия доброй воли (Ананда Деви). С конца мая 2003 союз пяти партий организует непрерывные демонстрации и уличные протесты против политики короля Гьянендры, в то же время отказываясь от участия в диалога как с маоистами, так и от сотрудничества с королевским правительством. В марте 2004 бывшие депутаты парламента от этих партий провели неофициальное заседание распущенного парламента, на котором подвергли резкой критике короля Гьянендру и его правительство.

Непальский Конгресс (НК) — центристская социал-демократическая партия. Член Социалистического Интернационала. Основан в 1947 как Непальский национальный конгресс. Нынешнее название носит с 1950. Своей первоначальной целью НК объявил свержение режима Рана и установление в стране конституционной монархии. Представители конгресса входили в коалиционное правительство 1951. В 1956 партия приняла программу социального переустройства, провозгласив своей целью построение демократического социалистического общества. На первых парламентских выборах 1959 НК получил 37,7% голосов и 74 из 109 мест. Образованное в результате правительство НК предприняло во многом неудачную попытку проведения назревших социально-экономических реформ. В 1960 почти все министры и другие деятели НК были брошены в тюрьмы; многие члены партии бежали в Индию. В период эмиграции партия была ослаблена фракционной борьбой. В эти годы основной акцент партия делала на уничтожении феодальных пережитков и строительстве основы для будущего развития страны. Она предложила национализировать основные отрасли промышленности и ввести прогрессивный налог на землю, городское жилье, зарплату, прибыль и иностранные инвестиции. В 1980-е НК отказался от многих положений своей социалистической экономической программы в пользу смешанной экономики, приватизации и рыночных реформ. После восстановления демократии НК стал основной политической силой страны. На выборах 1991 НК получил 37,7% голосов и 110 мест из 205 мест. Конгрессисты формировали правительства в 1990 —1991 (К.П.Бхаттараи) и 1991 —1994 (Г.П.Коирала). В своей программе они заявили о приверженности идеалам национализма, многопартийной демократии, социализма и гражданских свобод. Партия считает, что экономическое процветание общества может быть достигнуто только благодаря справедливому распределению на основе равенства и социальной справедливости. В области внешней политики партия остается сторонником неприсоединения и сохранения хороших отношений с Индией. Неолиберальная экономическая и проиндийская внешняя политика НК стали причиной потери парламентского большинства на выборах 1994 (33,4% голосов и 83 места). Партия формировала коалиционные правительства в 1995 —1997 (Ш.Б.Деуба) и 1998 —1999 (Г.П.Коирала). На выборах 1999 НК получил 37,17% голосов, завоевав 111 мест в парламенте, что позволило сформировать однопартиное правительство: в 1999 —2000 (К.П.Бхаттараи), 2000 —2001 (Г.П.Коирала), 2001 —2002 (Ш.Б.Деуба). Однако внутрипартийная борьба, развернувшаяся с новой силой в 1990-е, стала причиной многочисленных расколов и привела к падению большинства конгрессистских правительств. В 1994 в стране действовало восемь партий, претендовавших на название «Непальский конгресс». В 2002 произошел наиболее серьезный раскол, вызванный отказом парламентского большинства НК поддержать действия конгрессистского правительства Деубы. Партия распалась на две группы во главе с Г.П.Коиралой и Ш.Б.Деубой. В сентябре 2002 сторонники Деуба создали новую партию под названием Непальский конгресс (демократический). В марте 2004 между двумя НК обсуждалось возможное объединие, но стороны так и не смогли придти к согласию.

Помимо партии Непальского конгресса, после 1990 появилось еще несколько десятков левоцентристских партий. Большинство этих партий было основано бывшими членами НК.

Национальная демократическая партия — консервативная, основана в 1990 деятелями прежней «панчаятской системы». Первоначально представляла собой две одноименные партии, во главе которых стояли соответственно С.Б.Тхапа и Л.Б.Чанд. Обе партии выступали за укрепление непальского суверенитета и заявляли о своей приверженности конституционной монархии, многопартийной демократии, правам человека и национализму. В экономической области обе партии следовали политике неолиберализма, осуществляя приватизацию государственной собственности и сокращение социальных дотаций. На парламентских выборах 1991 НДП (Чанд) получила 6,6% голосов и 3 места в парламенте, НДП (Тхапа) — 5,4% и 1 место. Это поражение вынудило обе партии провести в 1993 объединительный съезд. На парламентских выборах в 1994 партия завевала 20 мест, получив 17,9% голосов избирателей. Однако единство между «националистом» Л.Б.Чандом и «демократом» С.Б.Тхапой оказалось непродолжительным. Причиной новых разногласий послужил отказ С.Б.Тхапы принять предложение КПН (ОМЛ) о формировании коалиционного правительства. В 1997 в партии вновь произошел раскол на две фракции — основного течения (во главе с С.Б.Тхапой) и отколовшейся группы (во главе с Л.Б.Чандом). На парламентских выборах 1999 НДП (Тхапа) получила 10,4% голосов и 11 мест. Фракция Чанда заручилась поддержкой 3,4% избирателей, но не прошла в парламент. Новое объединение было достигнуто в 2001, но продолжалось недолго. После того, как в начале 2004 Камал Тхапа был отстранен с поста генерального секретаря председателем НДП Пашупати Шамшер Джанг Бахадур Рана.В партии вновь назрел раскол.

Коммунистическая партия Непала (объединенная марксистско-ленинская) (КПН-ОМЛ) — одна из крупнейших маоистских партий в мире. Считает себя наследницей Коммунистической партии Непала (КПН), образованной 22 апреля 1949. На парламентских выборах 1959 КПН завоевала 7,21% голосов избирателей, получив 4 места из 109. Спустя год была запрещена наряду с другими политическими партиями. В 1960-е, под влиянием конфликта между СССР и Китаем, раскололась на множество фракций. Процесс объединения начался в 1978 с создания КПН (марксистско-ленинской). На выборах 1986 в Национальный панчаят КПН (МЛ) добилась избрания 15 своих членов как независимых кандидатов. В 1986 более умеренными коммунистами была создана КПН (марксистская). В январе 1990 обе партии сформировали Объединенный левый фронт (ОЛФ), сыгравший решающую роль в движении за восстановление демократии. В январе 1991 было оформлено окончательно объединение двух партий, а также КПН (Манандхар), в КПН (ОМЛ). Партия разделяет умеренные левые взгляды, по существу, мало отличающиеся от программы НК. Со стороны других компартий часто обвиняется в том, что проводит «ревизионистскую линию». КПН (ОМЛ) характеризует Непал как полуфеодальную и полуколониальную страну, в которой ключевыми вопросами являются революционная земельная реформа и уничтожение феодальных отношений. В 1993 съезд КПН (ОМЛ) отказался от маоистской тактики партизанской войны и принял программу «народной многопартийной демократии». Партия выступает за национальную независимость, сосуществование с институтом монархии, ликвидацию бедности и неравенства, предоставление земли крестьянам. На выборах 1991 партия получила 30% голосов, завоевав 69 из 205 мест в Палате представителей и 16 из 60 мест в Национальной ассамблее. В результате выборов 1994, на которых коммунисты получили 30,8% голосов и 88 мест, в 19941995 КПН (ОМЛ) было сформировано правительство меньшинства (премьер-министр — Ман Мохан Адхикари); партия участвовала в двух коалиционных правительствах в 1997 и 19981999. Выборы в местные органы власти в 1997 отразили значительный рост поддержки КПН(ОМЛ). Она завоевала 51,2% мест в деревенских, городских и районных комитетах развития (по сравнению с 26,28% в 1992). В 1998 партия пережила тяжелый раскол, когда из нее вышли 46 депутатов, чтобы образовать КПН (МЛ). На парламентских выборах 1999 КПН (ОМЛ) получила 31,61% голосов и 71 место в нижней палате парламента и 17 из 60 мест в верхней палате. КПН (МЛ) добилась 6,56% голосов, но не получила ни одного места. Единство компартии было восстановлено в марте 2002. КПН (ОМЛ) насчитывает более 81 тыс. организованных и 400 тыс. коллективных членов (2000). Генеральный секретарь — Мадхав Кумар Непал.

Коммунистическая партия Непала (Центр единства — Пылающий факел), Народный фронт, Непал — маоистская партия, основанная в 2002 в результате объединения КПН (Пылающий факел) и КПН (Центр единства). Обе партии берут начало в КПН (четвертого съезда), созданной в 1974. После раскола КПН (четвертого съезда) в 1983 М.Б.Сингхом была создана КПН («Масал», т.е. «факел»), от которой в 1986 откололась КПН («Машал») во главе с Пушпа Камал Дахалом («Товарищ Прачанда»). В 1990 в результате объединения КПН («Машал») с остатками КПН (четвертого съезда) была образована КПН (ЦЕ). По своей идеологии Центр единства — Пылающий факел мало чем отличается от КПН (маоистской). Не отвергая в принципе вооруженную борьбу, партия считает, что на современном этапе в стране отсутствует «революционная ситуация» и маоистское вооруженное движение «играет на руку королю и роялистским силам, выступающим за упразднение парламентской демократии». Основную цель участия в парламентских выборах видит в том, чтобы «разоблачать буржуазную парламентскую систему» и «подготавливать почву для ее падения». В перспективе выступает за свержение монархии, установление республики с однопартийной системой управления и «народной демократией». На парламентских выборах 1999 Объединенный народный фронт (политическое крыло Центра единства) получил 0,86% голосов избирателей и 1 место в парламенте (на выборах 1994 — 1,3%). Национальный народный фронт — политическое крыло Машал — на тех же выборах добился поддержки 1,4% избирателей и получил 5 мест в парламенте. После объединения партий их политические представительства также объединились в Народный фронт, Непал. Председатель — Читра Бахадур К.Ч.

Довольно сложная этническая ситуация в стране обуславливает существование множества региональных партий, отражающих интересы национальных и религиозных меньшинств.

Непальская партия доброй воли (НПДВ) — одна из нескольких региональных партий, была основана Г.Н.Сингхом в апреле 1990. Ее идеология базируется на принципах демократического социализма, многопартийной демократии и ненасилия. Свою поддержку НПДВ черпает преимущественно в среде индийских мигрантов (мадхеси) и сельскохозяйственных рабочих из района тераев. Партия выступает за преобразование Непала в государство федеративного типа, перераспределение полномочий правительства в пользу регионов, проведение конституционных реформ, которые обеспечили бы равные права всем жителям страны, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Как партия, пользующаяся влиянием в среде индийских мигрантов, она выступает за решение проблемы гражданства, придание хинди статуса второго национального языка, в защиту экономических и национальных интересов жителей тераев. Партия участвовала в трех коалиционных правительствах (19951998). На парламентских выборах 1999 получила 3,2% голосов избирателей и 5 мест в парламенте (на выборах 1994 — 3,5% и 3 места). После своего съезда в апреле 2003 раскололась на две фракции — проправительственную, лидером которой является Бадри Прасад Мандал, и оппозиционную, во главе которой стоит жена покойного основателя партии Ананди Деви Сингх.

Национальная партия народного освобождения — левая этно-регионалистская партия, образована в 1992 на базе нескольких групп, в т.ч. Национального фронта народного освобождения. Отстаивает права отсталых и «угнетаемых этнических групп», выступает за превращение Непала в светское федеративное государство с широкой местной автономией, политическое представительство всех этнических групп соответственно их численности, признание равенства всех языков, религий и культур. В идейном отношении базируется на принципах демократического социализма, «этнической гармонии» и «расового освобождения». На парламентских выборах 1999 получила 1,10% голосов избирателей (на выборах 1991 — 0,5%, 1994 — 1,1%). Председатель — Малбир Сингх Тхапа Магар, генеральный секретарь — Горе Бахадур Кхапанги.

Вооруженная оппозиция

С 1996 в стране продолжается вооруженный конфликт с маоистами. Несмотря на попытки переговоров, имевших место в 2001 и 2003, найти мирное решение воюющим сторонам не удается.

Коммунистическая партия Непала (маоистская) — основана в 1994 на базе одной из фракций КПН (Центр единства). Член «Революционного интернационалистского движения» (маоистский интернационал) и Координационного комитета маоистских партий и организаций Южной Азии (CCOMPOSA). Свое начало КПН (маоистская) берет в КПН (Пылающий факел), расколовшейся в 1986 на две одноименные партии. В ноябре 1990 она объединилась с рядом других маоистских групп в КПН (Центр единства), генеральным секретарем которой был избран Пушпа Камал Дахал (Прачанда). Несмотря на легализацию всех партий, Центр единства оставался в подполье и продолжал выступать за вооруженную борьбу против монархии. Для участия партии в парламентских выборах в начале 1991 был образован Объединенный народный фронт (ОНФ), в который также вошли Марксистско-ленинская партия Непала, Народный фронт, Непальская рабоче-крестьянская ассоциация и независимые левые. ОНФ возглавил Бабурам Бхаттараи. Выступая под лозунгами борьбы с коррупцией и распределения богатств страны среди бедных, ОНФ превратился в третью по силе парламентскую силу, завоевав 4,83% голосов и 9 мест в Палате представителей. На 1-м съезде, проходившем в декабре 1991, идеологической основой партии был объявлен марксизм-ленинизм-маоизм. Тогда же съездом было принято предложение Прачанды о начале длительной «народной войны» как единственного пути к «новой демократической революции». В мае 1994, незадолго до парламентских выборов, партия раскололась на две группы по вопросу о приемлемости насилия, сторонником которого выступил Прачанда. Тогда же произошел раскол и в ОНФ. Во главе группы, которая поддержала Прачанду, стоял Б.Бхаттараи, призвавший к бойкоту выборов. В марте 1995 фракцией Прачанды был организован 3-й пленум КПН (ЦЕ), на котором было принято решение о развертывании вооруженной борьбы. Именно во время этой встречи КПН (Центр единства) был переименован в КПН (маоистскую). В сентябре того же года ЦК КПН (м) одобрил план «народной войны», который предусматривал, что «длительная народная война [будет] основана на стратегии окружения города деревней». Согласно заявлениям КПН (маоистской), «народная война», объявленная 13 февраля 1996, стремится установить «новую демократию» и определяется как «историческое восстание против феодализма, империализма и так называемых реформаторов».

Среди основных маоистских требований текущего момента: созыв круглого стола, формирование временного правительства и выборы в учредительное собрание, которое должно подготовить новую конституцию. Наряду с этим, партия выступает за превращение Непала в «народную республику», право этнических меньшинств на региональную автономию, признания равенство всех языков, «адекватное» представительство далитов и женщин в органах власти, прекращение любого рода эксплуатации, базирующейся на кастовой основе. В экономической области она высказывается за «революционную» программу земельных реформ (конфискация помещичьих хозяйств) и народное хозяйство с опорой на собственные силы.

В феврале 2001 маоисты приняли новую доктрину «Путь Прачанды», защищающую стратегию одновременного вооруженного конфликта и городского массового восстания, которое возглавляется студенческими, женскими, крестьянскими и профсоюзными организациями.

По некоторым данным, маоисты действуют в 68 из 75 дистриктов, контролируя около трети страны. Партия опирается преимущественно на жителей западно-центральных и восточных горных округов, студентов, учащихся и ряд категорий служащих. Ее численность оценивается в 58 тыс. «кадровых членов» и несколько десятков тысяч симпатизирующих. Военное крыло — Народная освободительная армия (НАО). Председатель КПН (маоистской) и Верховный командующий НАО — Пушпа Камал Дахал, более известный как «Товарищ Прачанда» (на непали — «Устрашающий»).

Политическое крыло — Объединенный народный фронт (ОНФ), включающее 15 самостоятельных группировок. Среди них доминируют различные организации коренных народов, как: Фронт освобождения Кхамбувана, Фронт освобождения мадхеси, Фронт национального освобождения Магарата, Фронт национального освобождения невар, Фронт национального освобождения Сети-Махакали, Фронт освобождения Таманг Салинг, Фронт освобождения Тхарувана. В июле 2003 в результате объединения Фронта освобождения Лимбувана и Рабочей партии Кирата был образован Национальный фронт Кирата. Его председатель — Бхактарай Кандангва, одновременно член «Объединенного революционного народного совета» (маоистское параллельное правительство) и глава «народного правительства Техратхума». Своей целью все эти организации ставят создание федеративного социалистического государства и образование в областях традиционного расселения этнических групп автономных регионов или государств.

Маоисты также контролируют организацию низших каст — Фронт освобождения далитов. ДММ требует предоставления провозглашения Непала светским государством, прекращения кастовой дискриминации «специальных прав» для далитов, включения далитского сообщества в существующее общество, наделения безземельных далитов землей, бесплатного высшего образования для детей далитов, модернизации и сохранения профессий далитов. Председатель — Тилак Парияр.

Коммунистический центр Непала (маоистский) — основан в 2001. Выступает за организацию вооруженной борьбы и обвиняет КПН (маоистскую) в том, что она следует ошибочным путем и увязла в «индивидуалистических тенденциях». Новая партия призывает всех коммунистов «двигаться вперед по пути вооруженного восстания».

Общественные организации

В стране действуют десятки неправительственных молодежных, женских, профсоюзных организаций.

Непальский конгресс профсоюзов (НКП) — профсоюзное объединение, близкое к Непальскому конгрессу, основано в 1947 с целью борьбы за права рабочих. Идеология НКП базировалась на принципах демократии, национализма и социализма. После запрета в 1960 организации НКП были восстановлены только в 1990. Наибольшим влиянием НКП пользуется среди «белых воротничков» — финансовых служащих, журналистов и корпоративных служащих. Включает 20 отраслевых профсоюзов. Численность — 200 тыс. членов. Конгресс профсоюзов входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов.

Всеобщая федерация непальских профсоюзов (ВФНП) основана 20 июля 1989 четырьмя профсоюзными объединениями, близкими к Коммунистической партии Непала (объединенной марксистско-ленинской): Непальский независимый рабочий союз (NIWU), Независимая ассоциация транспортных рабочих Непала (ITWAN), Независимый союз рабочих отелей Непала (NIHWU) и Ассоциация треккинг-рабочих Непала (TWAN). 14 марта 1998 от GEFONT откололась небольшая фракция, образовавшая Независимую конфедерацию непальских профсоюзов (ICONT). Это объединение было связано с КПН (МЛ). Наибольшим влиянием пользуется в среде сельскохозяйственных рабочих, работников текстильной отросли, транспорта, индустрии туризма и сферы обслуживания. Включает 16 отраслевых профсоюзов. Численность — 310,5 тыс. членов.

Демократическая конфедерация непальских профсоюзов (ДКНП) была основана 14 августа 1997 в результате откола от Непальского конгресса профсоюзов. Тесно сотрудничает с Непальским конгрессом (демократическим). Наибольшим влиянием пользуется среди рабочих транспорта и сферы обслуживания. Включает 18 отраслевых профосюзов. Численность — 50 тыс. членов.

Кроме трех основных конфедераций, существуют другие профсоюзы, связанные с небольшими политическими партиями, но не зарегистрированные Департаментом труда: Всенепальский конгресс профсоюзов, контролируемый Компартией Непала (Центр единства — Факел); Непальская федерация профсоюзов (NTUF), связанная с Компартией Непала (демократической); Непальский центр профсоюзов (NTUC), близкий к Компартии Непала (марксистской); Всенепальский демократический свободный профсоюз (ANDFTU), связанный с Национально-демократической партией; Непальский революционный рабочий союз (NRWU), руководимый Непальской рабоче-крестьянской партией.

Есть также ряд общественных объединений, находящихся под влиянием Компартии Непала (маоистской), в т.ч.: Всенепальская крестьянская ассоциация (революционная), Всенепальская женская ассоциация (революционная), Всенепальская ассоциация студентов (революционная), Всенепальская ассоциация учителей (революционная) и Всенепальская федерация профсоюзов (революционная). Непальцами в Индии создана промаоистское Всеиндийское общество непальского единства, Всеиндийская ассоциация непальских студентов, Всеиндийская ассоциация непальских транспортников и Всеиндийская ассоциация непальской молодежи.

Внешняя политика

До 19 в. правящая династия придерживалась курса на изоляцию страны от главных политических сил в регионе — Британской Индии и Китая. Однако после англо-непальской войны 18141816 Катманду стал ориентироваться на установление неофициальных добрососедских отношений с колониальными властями Индии. Так, Непал выступил на стороне Великобритании при подавлении восстания сипаев в 18541856 и в двух мировых войнах 20 в. Государственный суверенитет Непала был признан англо-непальским договором 1923, хотя дипломатические отношения с Великобританией, США и Индией были установлены уже после того, как последняя обрела независимость. В 1950-х состоялся обмен посольствами с Китаем, СССР, а после вступления Непала в 1955 в ООН — со многими другими государствами мира.

Непал обычно относит себя к участникам Движения неприсоединения и во внешних контактах стремится не отдавать предпочтения какой-либо одной стране. На деле, однако, продолжает остро ощущаться исторически сложившаяся значимость политических, экономических и стратегических связей Непала с Индией. Это стало очевидным в 1988, когда Непал и Китай договорились о коммерческой военной сделке. Недовольство Индии проявилось в закрытии границы с Непалом, что повлекло для него тяжелые хозяйственные последствия. Китай высказал осторожную критику в адрес индийской стороны, но не предпринял усилий для интенсификации экономических связей с Непалом. В середине 1988, как раз в разгар конфликтной ситуации, Китай повысил курс своей валюты по отношению к непальской рупии, что отразилось на ценах на китайские товары, доставляемые через перевалы в Гималаях.

В 2001 вместе с Индией был создан Объединенный комитет по государственной границе, чтобы решить вопрос по 53 спорным участкам границы, охватывающим область в 720 кв. км; приблизительно 100 000 бутанских беженцев живут в Непале, 90% из них проживают в семи лагерях Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

Вооруженные силы

Королевская непальская армия состоит из сухопутных войск и военно-воздушных сил (ВВС). Верховный главнокомандующий — король, который осуществляет руководство по рекомендации Национального совета обороны, возглавляемого премьер-министров. Общее руководство армией осуществляет министр обороны, непосредственное руководство — главнокомандующий, назначаемый по представлению премьер-министра.

Согласно конституции 1991, армии запрещено вмешиваться во внутренние конфликты внутри страны, кроме как по приказу Совета национальной безопасности (СНБ), назначаемого правительством. Впервые разрешение об использовании отдельных воинских подразделений в операциях против маоистов было дано в апреле 2000. После объявления «чрезвычайного положения» в ноябре 2001 против маоистов развернута вся Королевская непальская армия.

Общая численность вооруженных сил составляет (2001) около 46 тыс. чел. Сухопутные войска (46 тыс. чел.) включают 11 бригад (7 пехотных, королевской гвардии, специального назначения, артиллерийская, инженерная), 44 отдельные пехотные роты, а также авиакрыло. На вооружении состоят боевые разведывательные машины, орудия полевой артиллерии, минометы, зенитные артиллерийские установки. Непальские ВВС (215 чел.) стали формально независимыми от сухопутных войск в 1979, но фактически остаются под их контролем и не играют значительной роли. Боевых самолетов и вертолетов нет. Армия комплектуется путем набора добровольцев.

Подразделения непальской армии входят в состав сил ООН по поддержанию мира в Боснии, Гаити, Ливане, Сеьрра-Леоне, Сомали и Хорватии. Десятки тысяч непальцев служат по найму в составе вооруженных сил Великобритании и Индии.

Кроме того, имеются военизированные формирования полиции (около 40 тыс. чел.). В марте 2000 для борьбы с маоистами в составе полицейских сил сформированы Вооруженные силы безопасности.

Вооружение и военная техника иностранного производства. Главный военный поставщик — Индия и страны Запада. Военный бюджет 29 млн. долл. (2000).








Другая Планета — содружество русских гидов в Непале

Адрес: Box 5332, Thamel, Kathmandu, Nepal. Контакты:
телефон в Непале +9779808541148
телефон в России +79119000672
WhatsApp +79643381636
электронная почта guide@nepal-nepal.ru.


Наверх к оглавлению.